Наука и творчество
Организация научно-исследовательской деятельности педагогов
и учащихся школы как средство повышения качества образования
Важный источник развития педагогики – научно-исследовательская деятельность учителя и обучающегося. Все больше педагогов нашего лицея принимают участие в научно-экспериментальных исследованиях, к этой работе привлекаются и обучающиеся. Без чего же не может складываться научная деятельность учителя и ученика в лицее?
Самую главную роль в организации научно-исследовательской деятельности играет учитель и ученик. Процент учителей, владеющих методом научно-исследовательской работы в лицее, с каждым годом увеличивается. Одной из первых этот метод в своей работе стала применять Терентьева Л.М., учитель химии, Заслуженный учитель РФ. В 90-ые годы ее ученики одни из первых в городе создавали проекты, с которыми успешно выступали на первых научно-практических конференциях. Эти проекты были интересны не только специалистам, но и простым слушателям, так как отражали актуальные проблемы: очищение воды для ее использования человеком, польза и вред от аспирина и т.д.
Постепенно эта работа увлекла и заинтересовала и других педагогов: Белкина Н.В., Мордвинкина Т.А., Лукьянова Т.Ю., Седова В.В., Усова Т.В., Чернова С.И. При подготовке к фестивалю англоязычных культур Чернова С.И. проводит большую исследовательскую работу: выбор произведения, изучение жизненного и творческого пути писателя, особенности эпохи, чем интересно произведение русским читателям.
Метод научно-исследовательской работы первоначально вышел за пределы урока, а сегодня он выходит за пределы школы. Знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически, и к этой работе привлекаются профессорско-преподавательский состав ВУЗов, мы сотрудничаем с СГТУ и СГАП. Доценты и профессора данных ВУЗов помогают учащимся в работе над научно-исследовательской и проектной деятельностью. Возможно, кто-то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу. Среди наших выпускников и выпускников СГТУ есть кандидаты технических, физических, математических наук, преподаватели ВУЗов, например, Варыгина Алена, Евсеева Анна, Лось Екатерина.
А сегодня наши учащиеся принимают активное участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня, начиная со школьной и выходя на международный уровень. Результаты участия наших обучающихся представлены в ежегодных таблицах на сайте в разделе «Наука и творчество», подраздел «Участие школьников в олимпиадах».
Школьная научно-практическая конференция приобрела статус Муниципальной научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура».
К данному виду работы привлекаются и учащиеся начальной школы. Первоначально администрацию и учителей лицея смущало проведение научно-практических конференций для учащихся этой группы. Но время показало, что малыши успешно справляются с исследовательской деятельностью: работы интересны, актуальны, познавательны.
Все более активное использование метода научно-исследовательской работы в деятельности учителя привело к необходимости создания опытно-экспериментальной площадки. В настоящее вреся в лицее действует несколько эксперментальных площадок: «Математическое моделирование реальных процессов как необходимое средство учебной и будущей профессиональной успешности», "Формирование универсальной ключевой компетентности у старшеклассников в учебной (профильной) деятельности". В рамках ОЭП была создана кафедра «Педагогическое мастерство" и Лицейская Академия Наук, добровольное самоуправляемое детское общественное объединение учащихся 9-11 классов.
Безусловно, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся невозможна без фундаментальной, прочной материально-технической базы. Лицей дважды становился победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование», благодаря чему были оборудованы библиотека и читальный зал, приобретено оборудование для биологической и физической лабораторий. В рамках реализации КПМО были получены кабинеты русского языка, географии, математики, физики, химии, начальных классов. Сегодня в лицее 2 компьютерных класса, лицейский информационный центр, лингафонный кабинет, проведена локальная сеть, 89% учительских мест оборудованы современной техникой с выходом в Интернет, 18 кабинетов оборудованы интерактивными досками, педагоги лицея проводят занятия с использованием скайп-технологии. Все это помогает организовывать научно-исследовательскую и проектную деятельность учителя и ученика.
Автор статьи
Е.И. Седова. заместитель директора по УВР